1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Основная образовательная программа основного общего образования МОУ СОШ № 84 с углубленным изучением английского языка разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) к структуре основной образовательной программы (утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897) и с учетом положений Федерального закона 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». ООП определяет содержание и организацию образовательного процесса в школе на ступени основного общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающее социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Особенности МОУ СОШ № 84 с углубленным изучением английского языка.
*Тип, вид образовательного учреждения |
муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка |
*Лицензия |
№ 92/13 от 20.03.2013, серия 76Л01 № 0000384, срок действия – бессрочная. |
*Свидетельство об аккредитации |
Серия 76A01 № 0000213, регистрационный номер: № 4/14 от 28 января 2014 г., действует до 28 января 2026 г. |
*Особенности учреждения (место расположения) |
Школа находится в центральной части Красноборского микрорайона Заволжского района города Ярославля. Кроме того, в школе обучаются дети из микрорайона Резинотехника, Нижнего и Среднего поселков, микрорайона Тверицы в непосредственной близости еще нескольких общеобразовательных учебных заведений (МОУ СОШ № 59; МОУ СОШ № 2). Школа проводит политику по сохранению и увеличению контингента, привлекая учащихся всего Заволжского района и города Ярославля. |
Контингент учащихся стабильный, в последние годы имеет тенденцию к росту, что подтверждает позитивное отношение родителей и обучающихся к школе.
Педагогический коллектив на протяжении последних лет характеризуется стабильностью, сочетает профессионализм и опыт. В школе работает педагог – психолог, социальный педагог, педагог – организатор, библиотекарь.
Спецификой образовательной деятельности МОУ СОШ № 84 с углубленным изучением английского языка является то, что иностранный язык является не только учебным предметом, но и эффективным средством развития коммуникативной компетенции учащихся, их познавательных и творческих способностей, так как развитие коммуникативной компетенции затрагивает общее личностное развитие школьников. Коммуникативное и социокультурное развитие учащихся средствами иностранного языка направлено на формирование у обучающихся представлений о диалоге культур как безальтернативной философии жизни в современном мире. Средствами иностранного языка воспитывается готовность обучающихся к осмыслению культуры стран изучаемого языка как части европейской цивилизации, к культурному саморазвитию; этническая, расовая и социальная терпимость, речевой такт и социокультурная вежливость, склонность к поиску ненасильственных способов разрешения конфликтов.
В рамках сотрудничества с Российским национальным Фондом «Интеркультура» от имени международных организаций «AFS Intercultural Programs»и Европейской Федерации международного обучения EFIL учащиеся имеют возможность участия в международных конкурсах и обучения в различных странах мира .
Цель реализации основной образовательной программы основного общего образования — обеспечение в образовательном процессе МОУ СОШ № 84 с углубленным изучением английского языка выполнения требований ФГОС ООО посредством предоставления высокого уровня образовательных услуг через углубленное изучение английского языка, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры с ориентацией на дальнейшее образование и активную деятельность в Российском и мировом сообществе.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
--- формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;
— обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
— обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
— обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;
— установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для её самореализации;
— обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
— взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнёрами;
— выявление и развитие способностей обучающихся, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей учреждений дополнительного образования: «ЛАД», спортивная школа № 7, «МИГ», «Родник», «Истоки», Центр внешкольной работы.
— организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
— участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
— включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (г. Ярославля и Ярославской области) для приобретения опыта реального социального действия;
— социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями города, учреждениями профессионального образования, центром профориентации «Ресурс»;
— сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
ООП основного общего образования направлена на решение педагогических образовательных задач:
- обеспечить непрерывность образования
- совершенствовать систему урочной и внеурочной работы по английскому языку с учетом междисциплинарной интеграции,
- организовать психолого-педагогическое сопровождение учебных (урочных и внеурочных), внешкольных и внеучебных образовательных достижений школьников, их проектов и социальной практики; создать условия для воспитания личности ребенка с целью его дальнейшей успешной социализации,
- обеспечить сопровождение и поддержку одарённых детей,
- сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье, безопасность учащихся, совершенствовать условия внедрения здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих сохранение психосоматического здоровья детей
- совершенствовать организацию летнего отдыха и оздоровления детей.
- усилить воспитательный потенциал школы через расширение форм взаимодействия с семьей
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
— воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
— формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
— ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
— признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
— учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
— разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основная образовательная программа формируется с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 11—15 лет, связанных:
— с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых только совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя, от способности только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели к овладению этой учебной деятельностью на ступени основной школы в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, становление которой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней позиции обучающегося — направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;
— с осуществлением на каждом возрастном уровне (11—13 и 13—15 лет) благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных действий моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временной перспективе;
— с формированием у обучающегося научного типа мышления, ориентирующего на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром; 11
— с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества; развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками;
— с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской, лекционно-лабораторной, исследовательской.
Переход обучающегося в основную школу совпадает с предкритической фазой развития ребёнка — переходом к кризису младшего подросткового возраста (11—13 лет, 5— 7 классы), характеризующемуся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания — представления о том, что он уже не ребёнок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.
Второй этап подросткового развития (14—15 лет, 8—9 классы) характеризуется:
— бурным, скачкообразным характером развития, т. е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений ребёнка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний;
— стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;
— особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;
— процессом перехода от детства к взрослости, отражающимся в его характеристике как «переходного», «трудного» или «критического»; 12
— обострённой, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающей интенсивное формирование на данном возрастном этапе нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности;
— сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом (нормативный кризис с его кульминационной точкой подросткового кризиса независимости, проявляющегося в разных формах непослушания, сопротивления и протеста);
— изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок и изменением характера и способа общения и социальных взаимодействий — объёмы и способы получения информации (СМИ, телевидение, Интернет).
Для реализации ООП основного общего школьного образования определяется нормативный срок – 5 лет (5 – 9 класс), который связан с двумя этапами возрастного развития:
- первый этап – 5-6 классы как образовательный переход от младшего школьного к подростковому возрасту, обеспечивающий плавный и постепенный, без стрессовый переход обучающихся с одной ступени образования на другую;
- второй этап – 7-9 классы как этап самоопределения подростка через апробацию своих возможностей себя в разных видах деятельности, комплексное освоение разных учебных предметов, построение индивидуальных образовательных маршрутов, наличие личностно значимых образовательных событий, что должно привести к становлению позиции субъекта учебной деятельности.
Учёт особенностей подросткового возраста, успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения.
Объективно необходимое для подготовки к будущей жизни подростка развитие его социальной взрослости требует и от родителей (законных представителей) решения соответствующей задачи воспитания подростка в семье, смены прежнего типа отношений на новый.